📱 Статьи

В каком возрасте появляется внеситуативно познавательное общение по М и Лисиной

Мир ребенка — это удивительный мир открытий, где каждый день приносит новые знания и впечатления. 👶 Именно в раннем возрасте закладываются основы общения, которые будут сопровождать его всю жизнь. 🤝 Важную роль в этом процессе играет взаимодействие с взрослыми, которое со временем претерпевает значительные изменения, переходя от простых форм к более сложным и глубоким.

Давайте вместе разберемся, как меняются формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте, опираясь на труды выдающегося психолога М.И. Лисиной.

  1. От эмоций к познанию: этапы развития общения
  2. Развитие общения: от простого к сложному
  3. Внеситуативно-познавательное общение: открытие мира
  4. Внеситуативно-личностное общение: доверие и понимание
  5. Советы родителям: как создать благоприятную среду для общения
  6. Выводы
  7. Часто задаваемые вопросы (FAQ)

От эмоций к познанию: этапы развития общения

М.И. Лисина, изучая развитие детского общения, выделила несколько ключевых этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и преобладающими мотивами.

1. Непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года):

Этот период — время первоначального контакта с миром, когда ребенок познает окружающих через эмоции. 👶 Его потребности в общении обусловлены базовыми физиологическими потребностями — в еде, тепле, защите. 🍼 В этот период ребенок активно проявляет свои эмоции — радость, гнев, страх, — и стремится к взаимодействию с взрослым, который является для него источником заботы и любви.

2. Ситуативно-личностное общение (1-3 года):

В этот период ребенок начинает активно осваивать мир, и его потребности в общении выходят за рамки удовлетворения базовых потребностей. 🧒 Он уже не просто стремится к теплу и заботе, но и активно взаимодействует с окружающими, изучая предметы и явления. 🧸 В этом возрасте ребенок обращается к взрослому, чтобы получить помощь в решении своих задач, например, попросить помочь открыть дверь или достать игрушку. 🔑 Он уже понимает, что взрослый — это источник помощи, и начинает строить с ним первые простые социальные отношения.

3. Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет):

Этот период — время бурного развития познавательных способностей, и у ребенка появляется огромное желание узнать как можно больше о мире. 🧠 Его внимание приковывают новые факты, явления, и он с удовольствием задает взрослым вопросы, стремясь получить ответы. ❓ Он уже не ограничивается конкретными ситуациями, а интересуется более широким кругом тем. 🌎 Взрослый в этом возрасте выступает в роли эксперта, источник знаний и интересной информации. 📚

4. Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет):

На этом этапе общение ребенка со взрослым приобретает новый уровень глубины и сложности. 👦 Ребенок уже не просто стремится получить информацию, но и поделиться своими мыслями, чувствами, оценить свои достижения. 🤝 Он начинает интересоваться взглядами взрослого на свою личность, его оценкой его поступков. 🤔 Взрослый в этом возрасте выступает в роли близкого человека, с которым можно поделиться своими мыслями и чувствами, построить доверительные отношения. 💖

Развитие общения: от простого к сложному

Как же происходит развитие общения ребенка со взрослым?

М.И. Лисина выделила несколько ключевых моментов, которые позволяют понять эту динамику:

  • Смена ведущей деятельности: Каждый период развития характеризуется своей ведущей деятельностью, которая определяет и особенности общения. Например, в младенчестве ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве — ситуативно-личностное, а в дошкольном возрасте — игра.
  • Развитие речевых навыков: С возрастом ребенок осваивает все более сложную речь, что позволяет ему выразить более сложные мысли и чувства. 🗣️
  • Формирование познавательных интересов: Ребенок становится все более любознательным, его интересы расширяются, он стремится узнать как можно больше о мире. 🌎
  • Развитие социальных навыков: Ребенок учится строить отношения с другими людьми, учитывать их интересы и чувства. 🤝

Внеситуативно-познавательное общение: открытие мира

Внеситуативно-познавательное общение — это особый тип взаимодействия с взрослым, который характеризуется отсутствием конкретной ситуации и направлен на получение новых знаний и информации. 📚

В этом возрасте ребенок уже способен отвлечься от конкретной ситуации и задать взрослому вопрос, который не связан с его непосредственными потребностями. ❓ Например, он может спросить о том, как работает телефон, что такое звезды, или как растут деревья.

Внеситуативно-познавательное общение играет ключевую роль в развитии ребенка, поскольку позволяет ему:
  • Расширить свои знания о мире. 🌎
  • Развить мышление, воображение и речь. 🧠
  • Понять и принять правила и нормы поведения в обществе. 🤝

Внеситуативно-личностное общение: доверие и понимание

Внеситуативно-личностное общение — это уже более глубокий уровень взаимодействия с взрослым, который выходит за рамки познавательных интересов и направлен на установление доверительных отношений и понимание друг друга. 💖

В этом возрасте ребенок уже способен делиться с взрослым своими мыслями, чувствами, оценить свои достижения и получить от взрослого обратную связь. 🤝 Он уже не просто стремится получить информацию, но и построить с взрослым близкие и доверительные отношения.

Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку:
  • Развить эмоциональную сферу и самосознание. 💖
  • Научиться строить доверительные отношения с другими людьми. 🤝
  • Развить чувство собственного достоинства и самоуважения. 💪

Советы родителям: как создать благоприятную среду для общения

Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться и строить гармоничные отношения с окружающими, родителям важно создать благоприятную среду для общения. 💖

Вот несколько простых и эффективных советов:

  • Проводите больше времени с ребенком, играйте с ним, читайте книги, обсуждайте интересные темы. 📚
  • Будьте внимательны к его интересам и вопросам, не отмахивайтесь от них, даже если они вам кажутся не важными. 🤔
  • Создайте дома атмосферу доверительности и открытости, где ребенок может свободно выражать свои мысли и чувства. 💖
  • Говорите с ребенком на равных, уважайте его мнение, даже если вы с ним не согласны. 🤝
  • Не бойтесь признавать свои ошибки, это показывает ребенку, что все мы люди и можем ошибаться, главное — учиться на своих ошибках. 💪

Выводы

Развитие ребенка — это сложный и многогранный процесс, в котором важную роль играет общение с взрослыми. 🤝 В раннем возрасте ребенок осваивает основы взаимодействия с окружающими, и от того, как он будет строить отношения с взрослыми, зависит его дальнейшее развитие и успех в жизни.

Помните, что общение — это не просто обмен информацией, но и важный инструмент формирования личности ребенка. 💖 Создайте благоприятную среду для общения, будьте внимательны к его потребностям, и ваш ребенок будет расти счастливым и уверенным в себе! 💪

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

  • В каком возрасте ребенок начинает задавать вопросы?
  • У каждого ребенка этот период наступает индивидуально, но обычно первые вопросы появляются уже в 2-3 года.
  • Как отвечать на детские вопросы?
  • Отвечайте просто и ясно, используйте понятные ребенку слова. Не бойтесь говорить «не знаю», но пообещайте поискать ответ вместе.
  • Как понять, что ребенок не достаточно общается со взрослыми?
  • Обратите внимание на его речь, она может быть бедной и не выразительной. Он может быть застенчивым и не любить общаться с другими детьми.
  • Как поощрять ребенка к общению?
  • Играйте с ним в игры, которые требуют общения. Читайте книги вместе и обсуждайте их. Создайте дома атмосферу любви и поддержки.
  • Что делать, если ребенок слишком много говорит?
  • Постарайтесь направить его энергию в мирное русло. Предложите ему нарисовать картинку о том, о чем он говорит, или написать рассказ.
Сколько колес тормозит ручник
Вверх